Начало здесь.
Долина Славы. Каскад водопадов на Титовке. Немецкая дорога. Озеро Устоярви. Дорога на Рыбачий.
Покинув Мурманск, отправились на запад по дороге на Печенгу. Кстати, эта дорога является частью европейского маршрута Е-105 Киркенес (Норвегия) - Ялта (Украина).
Первая остановка - посещение мемориала "Долина Славы".
Долина Славы - долина реки Западная Лица, где в 1941 году шли ожесточенные бои на острие удара немецких войск, стремившихся прорваться к Мурманску.
2 июля 1941 года немцы подошли к реке и утром 6 июля, имея существенное превосходство в живой силе и технике, форсировали Западную Лицу. Однако, им удалось вклиниться в боевые порядки Красной армии лишь на 2-3 километра, после чего последовала контратака 52-й стрелковой дивизии. Второе наступление немцев на Мурманск 8 сентября 1941 года также окончилось неудачей.
По состоянию на начало 1980-х годов здесь похоронено более 1500 бойцов и командиров Красной армии. С тех пор неоднократно проводились захоронения останков, найденных поисковыми отрядами.
Всего же, вдоль дороги Мурманск - Печенга в братских могилах похоронено более 6000 защитников Заполярья.
Погоды стоят сказочные. Температура +28...
Гранитные пано мемориала наглядно объясняют ход боевых действий.
Перечислены все воинские соединения, оборонявшие Заполярье и освобождавшие его от немцев.
Всё документируем...
Таким был изначальный памятник на братской могиле, поставленный в послевоенные годы.
"Благодаря" местным поисковикам, могил становится больше с каждым годом...
В граните увековечены пронзительные надписи, оставленные бойцами по всей стране...
Наконец, мы съезжаем с асфальта и располагаемся на короткий отдых на берегу реки Титовка. На фото - долина реки. (В пропускном режиме на погранпосту ничего не изменилось - российский паспорт, и вперёд.)
Прохождение "ворот на Рыбачий" надо отпраздновать. Какие мажорные напитки!
Каскад из трех водопадов называют Мельничным. Хотя это развалины не мельницы, а электростанции. ГЭС на Титовке была построена в 1948-1949 годах и давала ток дислоцированной неподалеку воинской части.
Пожалуй, самые известные военные строители Советского Союза.
Внизу, в обломках ГЭС намертво заклинило турбину.
Какая-то жутко полезная железяка. Может немецкая... Может, DR - Deutsche Reichsbahn? ;) Такого добра тут на каждом шагу...
Титовка постоянно выносит на берег мотки колючки, как нашей, так и немецкой.
Средний из Титовских порогов. Весной, когда воды на порядок больше, зрелище более грандиозное.
Нижний Титовский порог. Весной сюда не подойти, а сейчас каменная гряда сухая.
Титовка
И на камнях растут деревья. Сосёнка пробивается...
Двигаемся дальше. Тундра в предгорьях Муста-Тунтури.
Не доезжая до перевала через Муста-Тунтури сворачиваем на немецкую дорогу, которая была проложена во время войны для снабжения частей Вермахта. Дорога эта в настоящее время имеет много названий, самое частое - "Старая немецкая", Поровааровская... Хотя "официальное название - "Schwabenweg - Швабская дорога, немцы давали дорогам собственные названия в память о чем либо.
Начало дороги и нумерации километров - от Петсамо. Окончание дороги - КП "Норд".
Участок дороги от Старой Титовки, вдоль реки к хребту и губе Кутовая- "Titowkastrasse" , и от всем известной развилки перед перевалом до КП Норд и немного далее на хребет - Баварская дорога (Bayern-Weg). Кстати, "Russenstrasse" - это дорога к Мурманску. Смотри немецкую схему дорог ниже.
Больше информации об этих дорогах -
здесь.
Схема немецких дорог в районе Петсамо - Муста-Тунтури - Титовка
Типичный пейзаж в предгорьях Муста-Тунтури.
Не утерпели и полезли в воду прямо с немецкой дороги. Вода чистейшая и бодрящая.
На склоне справа и выше располагалась часть немецкого КП "Норд".
А это взгляд сверху на дорогу и КП "Норд", только 70-летней давности.
Дороги немцы оставили шикарные...
Заезжаем на стоянку...
Закат над озером Устоярви.
И через 2 часа - рассвет...
Натюрморты из серии "эхо войны"...
Немецкая миномётка.
Стояли мы на месте сразу трех батарей: артиллерийской и 2-ух минометных разных калибров.
На этом камушке была отличная связь.
Про мобильную связь на Рыбачем и окрестностях стоит сказать отдельно.
Вся большая тройка работает нормально. Но! В большинстве случаев - в роуминге.
Когда въезжаешь на Средний приходит СМСка: Билайн приветствует вас в Норвегии. То есть, по его мнению это уже заграница. А тарифы на роуминг в Норвегии - о-о-го-го. Особенно хорошо можно попасть с включенным интернетом. По России то он безлимитный, за сотню рублей в месяц, а тут схватит роуминг и полный привет.
Можно попасть в роуминг и в районе хребта Муста-Тунтури. На одной сопке - Россия, а на соседней уже Норвегия.
Кто-то отдал Норвегии здоровенный кусок российского шельфа, сотовые операторы считают, что приграничье - уже Норвегия... куда катится мир...
Озеро Устоярви..
Так называемый "домик Дитля", на самом деле дом врачей, находившегося на базе "Норд" лазарета. (Дитль - это немецкий генерал-полковник, командующий 20-й горной армией)
Озеро в тундре...
Памятник защитникам Рыбачего на северном склоне Муста-Тунтури.
Мотовский залив, губа Кутовая. За ней - полуостров Средний, справа виднеется Рыбачий.
Хайвей на Среднем. Самый скоростной участок дороги на Рыбачий.
Воинское захоронение защитников Рыбачего.
Пролетели полуостров Средний, и вот мы на Рыбачем...
Полуостров Рыбачий
Рыбачий, полуостров вдающийся в Баренцево море между Кольским заливом и Варангер-фьордом на северо-западе Мурманской области.
Протяженность с северо-запада на юго-восток 53 километра, ширина около 22 километров. Полуостров Рыбачий соединяется перешейком с полуостровом Средний, а через него - с материком. Высоты до 299 метров. Мохово-лишайниковая тундра. Море у побережья Рыбачего никогда не замерзает благодаря тёплому Норд-капскому течению.
Полуостров Рыбачий вместе с полуостровом Средний контролирует входы в Кольский, Мотовской и Печенгский заливы.
Во время Великой Отечественной войны Рыбачий играл важную роль в боевых действиях в Заполярье.
В берег Мотовского залива упиралась линия советско-германского фронта, а Кольский залив с портом Мурманск являлся основным районом базирования Северного флота и приёма конвоев с грузами союзников. В целях прикрытия фланга сухопутных войск, обороны Кольского залива, создания угрозы флангу противника и нарушения его коммуникаций в Варангер-фьорде в июле 1942 года на полуостровах Рыбачий и Средний создана специальная группировка сил - Северный оборонительный район.
Сейчас меня покормят, сейчас я буду кушать...
Вид на Средний, гора Земляная. На её вершине когда-то была позиция ракетчиков ПВО.
...Лужи, лужи на дорожке!
Обувай скорей сапожки.
Побежим с тобой по лужам,
Мне товарищ очень нужен...
Весь цвет автопрома...
Почти 40 лет надписи. Уже история...
В ДОТе. Вместо пулемета - труба от печки.
Амбразура ДОТа береговой обороны.
Доехали до Вайда-губы. Когда-то здесь было более 20-ти становищ и поселений. Потом крупный порт, заводики, колхозы. Сейчас - метеостанция и небольшая воинская часть. И развалины, развалины..
Братская могила на берегу Вайда-губы. Здесь похоронены те, кто погиб в районе поселка Вайда в годы Великой Отечественной. Чуть дальше - древнее кладбище саамов.
К вопросу о том, что вот у них-то с учётом всё отлично, никто не пропадает. Не то, что у нас...
Продолжение: Средний, Рыбачий, мыс Кекурский, Вайда-губа.
Информация по теме: