Беломорские петроглифы – уникальный археологический комплекс, включающий в себя порядка двух тысяч рисунков и выбивок на камне, сделанных в VI-III тысячелетии до новой эры.
Исторический памятник находится в окрестностях города Беломорска, недалеко от реки Выг, в районе села Выгостров. Западную и северную сторону комплекса ограничивают водохранилища Выгостровской и Беломорской ГЭС, восточную – протока Кислый Пудас. Петроглифы находятся на островах Ерпин Пудас, Шойрукшин, Большой Малинин и других. Всего в окрестностях Беломорска расположено 39 групп древних изображений.
Залавруга - наибольшее и самое интересное скопление Беломорских петроглифов.
Петроглифы – интереснейшие свидетельства жизни и быта древнейших людей. Они представляют собой рисунки, высеченные или нарисованные на камне. В России их еще называют писаницами. По самым приблизительным подсчетам общее число таких изображений насчитывает по миру до 2 миллионов фигур. Они сконцентрированы на 20000 участках в 78 странах.
Петроглифы изображают людей, животных, некие фантастические существа и знаки. На них можно увидеть бытовые и ритуальные сцены. Считается, что с помощью петроглифов наши далекие предки совершали религиозные обряды, призывали удачу в охоте и решении бытовых проблем.
Беломорские петроглифы
Беломорские петроглифы включают в себя три комплекса изображений, открытых в разное время. Первыми в 1926 году этнографом Александром Михайловичем Линевским были найдены «Бесовы Следки». Это скала, на которой выбито более 300 наскальных изображений, считающиеся самыми древними в Карелии.
Через 10 лет, в 1936 году экспедиция, которой руководил В. И. Радовникас, отыскала еще одну группу изображений, названную Залавругой. В 1963 году археологи во главе с Ю. А. Савватеевым открыли скрытый под слоем почвы комплекс петроглифов, названный Новой Залавругой. Поиски новых наскальных изображений продолжаются. Их ведут российские и международные археологические группы.
Возраст старейших Беломорских петроглифов оценивается археологами в 6-7 тысяч лет. Наскальные рисунки относятся к самым ранним произведениям искусства. Изображения на камне были созданы намного раньше многих древних памятников. Через две тысячи лет после появления Беломорских петроглифов будут построены первые египетские пирамиды, через четыре тысячи – Римский Колизей и почти через пять – Великая Китайская стена. Почтенный возраст – особая ценность наскальной живописи. Эта библия, или энциклопедия, каменного века правдиво рассказывает нам о ценностях, жизни и представлении о мире наших далеких предков.
Беломорские петроглифы.
Петроглифы Белого моря были созданы предками саамов и насчитывают около 2 000 изображений. Все они выбиты, то есть углублены в поверхность скалы точечными ударами твердого камня, скорее всего кварца. Средняя глубина такой выбивки составляет порядка 2-3 мм. Четкость контуров фигур серьезно различается: можно увидеть как ровную линию, так и «рваную». Отличаются и размеры изображений. Наряду с «гигантами», высотой от 2,4 и до 4,1 м присутствуют и «карлики», чей рост не превышает 10 см. Наиболее распространены фигуры размерами от 15 и до 60 см.
Большая часть изображений выполнена в натуралистической манере и потому легко узнаваема. Без особого труда можно различить морских и лесных зверей, водоплавающих птиц, людей и предметы их быта. Важная особенность Беломорских петроглифов – наличие антропоморфных человекоподобных образов, которые являются главными действующими лицами множества наскальных полотен. Беломорские рисунки очень реалистичны и имеют ярко выраженную бытовую направленность.
Здесь преобладают изображения лодок, как пустых, так и с командами (или пассажирами), нарисованными в виде столбиков. Особенно впечатляют развернутые повествовательные сцены, рассказывающие об охоте на морских животных, птиц и лесных зверей. Хороши и батальные композиции.
Стоит отметить, что во всех картинах присутствует человек. Он плывет на лодке, идет на лыжах или пешком, танцует, охотится или сражается. Древним мастерам удалось вложить в небольшие фигурки такое количество экспрессии, что они кажутся живыми.
Петроглифы – не картинки с натуры, как может показаться на первый взгляд. Это реальный мир, переработанный сознанием древнего человека, связанный с системой обрядов и верований, с культом и мироощущением в целом. Ученые уверены, что наскальные изображения занимали важное место в жизни древних людей, которые украшали ими наиболее значимые для себя места.
Бесовы следки
Первая из открытых групп Беломорских петроглифов, она же считается и самой древней. Находится на скале неподалеку от бывшего порога Шойрукша. После того, как об этих петроглифах стало известно ученым, скалу во избежание порчи выбивок прикрыли специальным павильоном.
Бесовы следки. Павильон, под которым законсервированы петроглифы.
Находящиеся здесь рисунки большей частью связаны с тематикой охоты. Это медведи, лоси, рыбы, тюлени и другая живность. На их фоне особенно ярко выделяется выбитая в камне цепочка следов, которая ведет к крупной человекоподобной фигуре. Александр Линевский, открывший этот комплекс, назвал ее Бесом и, соответственно, всю композицию Бесовыми следками.
Фигура изображает человека, стоящего на одной ноге, с приподнятой левой рукой и закрытым глазом. Это классическая поза шамана, хорошо известная в истории европейского шаманизма. Ее называют «поза Луга» или «поза Кухулина». Она связана с очень древними культами богов Магии и Смерти. Считалось, что маг, принявший такую позу, видит закрытым глазом мир духов, а открытым – мир явленный. Цепочка следов, ведущая к нему, также имеет глубокий магический смысл, являясь входом в невидимый мир древних таинственных сил.
К сожалению, в настоящее время павильон закрыт для посещения и ожидает реставрации.
Ерпин Пудас
Один из крупных выгских островов, на котором найдено несколько групп петроглифов. Особенностью здешних наскальных изображений является то, что найти их очень непросто. Одни прячутся у самой воды, другие настолько стерты временем, что видны только утром или вечером. Лучше всего сохранилась северная группа выбивок. Самая интересная из композиций этой серии представлена морским божеством, в виде человека-белухи, охотящегося с копьем на тюленя.
Река Выг во время водосброса из водохранилища. Впереди - остров Ерпин Пудас, образованный двумя протоками Выга. Во время водосброса добраться до него проблематично.
Неподалеку от туристической тропы находится еще одна группа выбивок, так называемая Карельская Камасутра с доисторическими эротическими сценами. Кроме этого присутствуют очень выразительные картины, рассказывающие о морской охоте и ритуальных действиях. Южная композиция находится в глубокой ложбине, которая когда-то была полноводной бухтой. Выбивки здесь видны только в вечерних лучах солнца. Это семь фигур, изображающих людей на лыжах и оленей.
Залавруга
Крупнейшее скопление Беломорских петроглифов. Именно его посещает большинство туристов.
Изображения Старой Залавруги занимают чуть больше 200 м. Выделяется сцена охоты на оленей, выполненная в натуральную величину. Действие происходит в разные времена года. На одной части композиции – люди в лодках на открытой воде, на другой – охотники на лыжах.
Площадь открытой позже Новой Залавруги намного больше. Здесь под слоем почвы природа берегла 26 групп рисунков. На них ярко видны произошедшие в сознании древних людей изменения. На первый план выходит человек, а доминирующий ранее образ промыслового зверя уходит на второй план.
Залавруга - не только археологический памятник, но и уникальное по красоте место.
Сюжеты композиций не повторяются. Здесь можно увидеть лыжника, стреляющего из лука в сидящего на ветке зверя, охотника, настигающего оленя, и охоту на лосей по насту. Чуть в стороне находится уникальное изображение, показывающего человека в анфас. Фигуру называют «пляшущим человечком» и наделяют некоторыми мистическими способностями. Считается, что нужно прикоснуться к фигурке и загадать желание, которое обязательно исполнится.
Пляшущего человечка называют ещё и лягушонком.
Беломорские петроглифы.
Беломорские петроглифы – уникальный памятник первобытного искусства, имеющий общемировое значение. Приехав в Карелию, нельзя обойти своим вниманием это место. Тысячи туристов ежегодно посещают этот исторический объект. Они прикасаются к живой истории Карелии и стараются по-своему прочитать каменную книгу, рассказывающую о жизни далеких предков.
Как добраться
Наиболее крупное и популярное скопление Беломорских петроглифов, Залавруга, находится в 35 км от трассы Р-21 «Кола» и в 6 км от центра Беломорска. От асфальта к Залавруге ведёт вполне проезжаемая лесная дорога. Здесь есть сувенирные лавки, можно воспользоваться услугами экскурсовода.
Беломорские петроглифы на карте.
- Бесовы следки - павильон у плотины.
- Поворот на дорогу к Залавруге.
- Парковочная площадка.
- Петроглифы Залавруги.
- АЗС на окраине Беломорска.
Площадка у Залавруги многими туристами используется и как стоянка. От этого места до петроглифов - 1300 м по хорошей лесной тропе.
Ссылки по теме
Беломорск -
история города, достопримечательности и полезная информация для путешественников.