Самой природой Россия поставлена в исключительные условия. Почти все ее моря замерзают зимой, а Ледовитый океан покрыт льдом и в летнее время. Ни одна нация не заинтересована в ледоколах столько, сколько Россия. Природа заковала наши моря льдами, но техника даст теперь огромные средства, и надо признать, что в настоящее время ледяной покров не представляет более непреодолимого препятствия к судоходству...
...У нас есть корабль, который даст возможность сделать то, что не под силу ни одной нации и к чему нас нравственно обязывают старые традиции, географическое положение и величие самой России.
Степан Осипович Макаров
|
Около набережной лейтенанта Шмидта в Санкт-Петербурге нашел свою вечную стоянку овеянный легендами старейший российский арктический ледокол «Красин».
"Красин" - одна из наиболее интересных "технических" достопримечательностей Санкт-Петербурга. Посетив его, можно прикоснуться к настоящей истории и почувствовать живую романтику полярных исследований.
Ледокол "Красин" - уникальное судно. В 2017 году исполнится 100 лет с того момента, как на ледоколе был поднят Андреевский флаг. Но все его системы находятся в рабочем состоянии и при необходимости он снова может включиться в борьбу со льдами, пусть и не с такими мощными, как раньше. Ледокол подчиняется правилам морского регистра и находится в составе российского флота.
История "Красина"
Начиналась история судна в далеком 1916 году, когда на английские верфи поступил заказ от русского правительства на строительство нового ледокола. Рождение «Святогора», именно такое название изначально было дано судну, тесно связано с вице-адмиралом Степаном Осиповичем Макаровым. Он хорошо понимал, как важны для России северные морские пути. По его инициативе в конце 19 века был спущен со стапелей «Ермак», мощное ледокольное судно, не имевшее на тот момент аналогов.
Появившийся позже «Святогор» стал улучшенным, гораздо более мощным аналогом «Ермака» (кстати, "Красин" - самый мощный ледокол мира на протяжении первой половины 20-го века).
В августе 1916 года судно было спущено на воду. После необходимых доработок, 31 марта 1917 года над ним взвился Андреевский флаг и ледокол вошел во флотилию Северного Ледовитого океана с припиской к порту Архангельск. Здесь он и был затоплен в 1918 году с целью перекрыть фарватер кораблям английских интервентов, приближающихся к Архангельску. Однако затопление было неудачным.
Англичане подняли ледокол, провели необходимый ремонт и до 1921 года, пока судно при участии Л.Б. Красина не было возвращено на родину, «Святогор» ходил под британским флагом.
В 1927 году ледокол поменял имя и стал «Красиным». Двадцатые и тридцатые годы прошлого века были знаковыми для судна. В это время ледокол стал флагманом экспедиции, спасшей экипаж дирижабля Умберто Нобиле, принял участие в 9-й Карской экспедиции, первым достиг мыса Желания, впервые провел военные корабли по северному морскому пути.
«Красин» стал лидером Ленской транспортной экспедиции, результатом которой стал выход Якутии в океан. За свои достижения ледокол получает Орден Трудового Красного Знамени.
В годы войны на "Красин" было установлено вооружение. Он занимался обеспечением проводки военных конвоев в ледовых условиях. По приказу правительства «Красин» в 1941 году отправился в США для помощи в организации высадки десанта в Гренландии. Через полтора года в составе военного конвоя PQ-15 судно вернулось на родину, где до конца войны продолжало водить конвои по арктическим водам. В конце пятидесятых ледокол был модернизирован.
В 1972 году, после очередной реконструкции «Красин», утративший часть своей льдопроходимости, становится научно-исследовательским судном. В этом качестве ледокол работал на Шпицбергене, в Гренландском и Баренцевом морях. В свое последнее плавание «Красин» уходил в 1989 году.
В 1992 году судну было выдано охранное свидетельство, и он стал памятником государственного значения. Первая музейная выставка на борту открылась в 1995 году, а с 2004 ледокол стал филиалом Музея Мирового Океана. Здесь собраны подлинные фотографии и документы, связанные с историей «Красина» и всего ледокольного флота России. Научный и технический архив музея хранят чертежи, карты и интереснейшие уникальные киноматериалы. Основными коллекциями считаются собрание навигационных предметов разных времен, полярный фарфор, предметы судовой обстановки и быта, научные приборы. Постоянные выставки музея посвящены истории «Красина», экспедиции по поискам "Италии" и современным приборам навигации.
Фотографии ледокола
Ледокол "Красин".
Ледокол "Красин" является членом всемирной ассоциации исторических кораблей, состоящей из 175 кораблей и судов различного назначения. В ассоциацию входят такие корабли-легенды, как крейсер Аврора, американский линкор Миссури, британский чайный клипер Катти Сарк и греческий броненосец Авероф.
Орден «Трудового Красного Знамени».
25 мая 1928 года во время обратного полёта с Северного полюса потерпел катастрофу дирижабль «Италия».
Оставшиеся в живых члены экипажа во главе с генералом Нобиле оказались на льдине в Северном Ледовитом океане. "Красин", единственный из множества судов, спешивших на помощь экспедиции, смог добраться до ледового лагеря и спасти людей. Через несколько дней "Красину" пришлось спасать немецкий круизный лайнер "Монте Сервантес", наскочивший на айсберг. Забавно, что лайнер спешил в Арктику, чтобы посмотреть на знаменитый ледокол.
За этот поход "Красин" и был награждён орденом "Трудового Красного Знамени".
Судовая рында. Надо сказать, что согласно морским традициям, рынду не принято менять ни при каких условиях. Однако, с первым именем ледоколу не повезло. После выкупа из Англии, ледокол был переименован и рында была отлита заново.
Якорные лебёдки.
На палубе...
В интерьерах "Красина" господствует "советская классика".
Кают-компания.
Сертификат о прохождении "Красиным" Панамского канала.
Ещё один VEF.
Гирокомпас ледокола.
Хотите посетить "Красин" - записывайте координаты...
Под килем всего 90 сантиметров.
Машинный телеграф.
На самом деле в настоящий момент у "Красина" осталась только 1 паровая машина...
До модернизации в 1950-х годах у ледокола было 3 паровых машины и 10 угольных котлов. Во время перестройки на ледокол поставили 4 мазутных котла. В начале 70-х 2 паровые машины были демонтированы.
На противоположной стороне Невы находятся Адмиралтейские верфи. С борта "Красина" можно рассмотреть дизель-электрическую подводную лодку "Новороссийск" (проект 636.3 "Варшавянка"). На момент съёмки лодка достраивалась. 22 августа 2014 года на "Новороссийске" поднят Военно-морской флаг. Лодка войдет в состав Черноморского флота.
Капитанский мостик "Красина".
Панорама капитанского мостика.
Панорама в большом разрешении.
Панорама Невы с борта "Красина".
Безусловно, "Красин" является легендой и реликвией не только флота но и всей России. Ледокол обязателен к посещению, особенно для подрастающего поколения, мечтающего о ветре дальних странствий.
Информация о музее
Часы работы ледокола-музея
11.00 - 18.00, касса работает до 17.00
Выходные дни - понедельник, вторник, последняя среда каждого месяца.
Посещение возможно ТОЛЬКО в составе группы с экскурсоводом. Группы формируются по мере прибытия посетителей, экскурсии начинаются каждый час. Придти за 15 минут и не попасть в ближайшую группу - в порядке вещей, так что лучше прийти пораньше.
Стоимость обзорной экскурсии по ледоколу
Взрослые - 200 рублей;
Школьники, студенты, пенсионеры - 100 рублей;
Дети (до 5 лет) - бесплатно;
Фотосъемка - 100 рублей (телефон или профессиональная камера - не важно, и следят за этим строго).
Как добраться
Ледокол-музей "Красин" находится на Васильевском острове, пришвартован в конце набережной Лейтенанта Шмидта, в районе 23-й линии.
Проехать можно от метро Василеостровская.
Официальный сайт ледокола "Красин" - krassin.ru
Другие материалы о Санкт-Петербурге
И ещё: отличный документальный фильм про "Красина" и его современного преемника...