На берегу реки Москва, на самой Лужнецкой набережной по соседству с Олимпийским комитетом и дворцом спорта "Дружба" с одной стороны и Андреевским мостом окружной железной дороги и третьим транспортным кольцом с другой уютно расположился некогда легендарный завод "Союз". Полное название сооружения: АО "Авиамоторный научно-технический комплекс "Союз". Предприятие функционирует уже более шестидесяти лет.
Но это место на Лужнецкой набережной было знаменито еще задолго до возникновения завода "Союз". В 1915 году на этом месте был образован завод Второва, который производил для фронтов Первой Мировой снаряды и боеприпасы. После Гражданской войны территория на Лужнецкой набережной не раз меняла свое назначение. Согласно атласу промышленности в 1932 г. здесь размещалась даже первая судостроительная верфь. В 1931 г. на площади фабрики Гознака был организован завод по изготовлению штампов, приспособлений и пресс-форм, в 1938 г. его передали в авиационную промышленность. В феврале 1943-го основано открытое акционерное общество Авиамоторный научно-технический комплекс "Союз" как "Опытный завод №300". Его основателем стал легендарный советский конструктор, академик АН СССР Александр Александрович Микулин. Во многом благодаря заложенным им традициям и уникальным разработкам последних десятилетий АМНТК "Союз" широко известен в мировой научной и профессиональной среде.
С того времени предприятием создано 18 базовых газотурбинных двигателей и 44 их модификации для летательных аппаратов. Среди них известные АМ-3 (для самолетов Ту-104, Ту-16, М-4), Р11-300 (для МиГ-21), Р15Б-300 (для МиГ-25), Р79В-300 (для Як-141), семейство двигателей Р95-300 (для крылатых ракет X-55., X-59, X-35), которые были лучшими в мире на момент создания.
Самолеты с двигателями АМНТК "Союз" в настоящее время эксплуатируются в 44-х странах Европы, Азии и Америки. На них установлено более 100 мировых рекордов высоты полета и скороподъемности.
В настоящее время производственные цеха завода вынесены за территорию Москвы. А огромные площади завода отданы ны откуп предпринимателям, уютно восседающим на бывших площадях одного из ключевых конструкторских бюро СССР. Мы решили выяснить, что же из себя в настоящее время представляет некогда легендарный завод "Союз".
В наше время на территорию ранее сверхрежимного объекта может прокрасться любой шпион.
Парковочка уже на территории завода сразу за ТТК
Отреставрированное ныне офисное здание
Все условия для успешного ведения бизнеса созданы:)
Это мы прошлись по открытой территории, которая находится со стороны ТТК. Чтобы попасть на территорию завода, можно пройти через центральную проходную, а можно через большие железные ворота, что на предыдущей фотографии снизу слева. Ранее там можно было пройти только по спецпропуску. Но в последнее время охранник, который должен этот пропуск проверять, забил на свою работу и просочиться на секретную территорию может каждый.
На территории завода "Союз", складские помещения
Секретный ход, ведущий в подвальные помещения здания выставки истории и трудовой славы
Здание выставки истории и трудовой славы, наверное, одно из последних помещений, которое не приспособили под офисные клетки. Все, что не сдается внаем, выглядит заброшенным и обшарпанным.
Здание выставки истории и трудовой славы
Складское помещение
Мегапрокаченный транспорт местных авторитетов:)
Ранее за территорией склада располагалась огромная свалка. На экспозиции были представлены раритетные автомобили, спецтехника, экземпляры ракетных двигателей. Нане свалку разобрали. С трудом можно найти остатки былых артефактов.
Артефакт
Так же хочется отметить огромное количество дешевой рабочей силы из бывших союзных республик, деловито снующих по территории и занимающихся разноработой по облагораживанию территории.
За складом
По всей видимости для них даже ворота поставили:)
Особое внимание привлекает огромное здание производственных цехов.
Производственные цеха завода "Союз"
Завараживающе техногенно и сюрреалистично смотрятся огромные стальные трубы доменных печей литейных цехов.
Стальные трубы доменных печей литейных цехов
Стальные трубы доменных печей литейных цехов
Стальные трубы доменных печей литейных цехов
Здание Академии наук на площади Гагарина
На следующей фотографии любопытно подобрана экспозиция. Создается впечатление, что стальные трубы выплевывают облака. На самом деле они (трубы) очень давно и уныло бездействуют.
Стальные трубы плюются облаками
А теперь подходим к зданию центральной проходной изнутри. Еще года три назад аккурат в 18-00 из завода выдвигались толпы типичных совковых служащих завода. Теперь же по этому пути дефилирует исключительно раздолбайский офисный планктон.
Центральная проходная завода "Союз"
И совсем уж жалко смотрится вождь былой эпохи, просящий милостыню у коммерсантов на пропитание и стоящий посередине парковки.
Завод "Союз", памятник Ленину
Ну и под конец экскурсии мы прокрались на секретный чердак одного из зданий и оценили открывающиеся оттуда виды в разные стороны. В одну сторону открывается вид на элитный жилой комплекс "Green Hills". Кстати, я очень сильно смеялся, когда посмотрел сайт этого комплекса. На большой флешке с главной страницы я долго силился найти ТТК:))) По слухам за 5 лет жизни этого жилого комплекса, были заселены лишь несколько апартаментов. Да оно и понятно. Я не очень понимаю, в чем там элитность? В ТТК, которое нависает над комплексом? Или в заводе "Союз", вид на который открывается с комфортабельных веранд:)))
Элитный жилой комплекс "Green Hills":)
Здание Академии наук на площади Гагарина и Андреевский монастырь
А с другой стороны мы наблюдаем территорию завода "Союз".
Территория завода "Союз"
ТТК и сталинки Фрунзенской набережной
В общем и целом мы с вами наблюдаем очередную конверсию данного объекта, который не выдержал испытание временем и коммерциализировался, как всё и вся вокруг. А жаль, загубить такой объект куда как проще, чем создать. Время все расставит на свои места...